Ю.В. Линник - учёный, философ, поэт об Иолое
Умирая, Блез Паскаль повторял в бреду библейские слова:
Бог Авраама, Бог Исаака, Бог Иакова" [Исх. 3:6; Мат. 22:32].
А не философов и ученых. Уверенность. Уверенность.
Чувство. Радость. Мир.
На грани, разделяющей бытие и бытие - буквально в
последние миги своего земного существования - он пережил
потрясение.
Это был острейший экзистенциальный кризис.
Трагедия прозрения!
Вдруг развеялись все иллюзии - и умирающий ощутил
присутствие истинного Бога.
А что было при жизни?
Фикция, флёр.
Внешний церковный антураж подменил собой сокровенную
суть.
И вдруг нагромождения лжи рухнули.
Протестантизм в истоках своего возникновения имеет схожие
импульсы.
Внезапно осыпается вся пышная лепнина - и взгляду предстаёт
в своей щемящей простоте раннее христианство.
Это было похоже на неотению - замечательный алгоритм
эволюции: организм сбрасывает всё лишнее, устаревшее -
как бы возвращается в детство - и оттуда начинает новый
виток развития, стремительно выходя из тупика.
При этом всё лучшее сохраняется в генофонде.
Иолоя тоже идёт путём неотении.
Она ценит креативность детства.
Культивирует её!
Я бы уточнил отношение Иолои к храму.
Да, они могут быть орудием подавления: инициируя чувство
возвышенного, пригибают человека - опускают его на колени.
Но они же способны вырабатывать мощнейшую
духоподъёмную тягу!
Такова европейская готика.
Таковы наши деревянные шатровые церкви.
И пригнёт, и взлёт: имеет место амбивалентность.
Тем не менее Иолою, обходящую культовые сооружения,
можно понять.
Храм для неё - природа.
В этом Иолоя близка пантеизму.
Бенедикт Спиноза тут корифей.
Альберт Эйнштейн любил его больше всех других философов.
Вот несколько цитат:
Идею личного Бога антропологической концепции я не могу
воспринимать всерьёз. Я также чувствую, что не
предоставляется возможным представить себе желание или
цель вне человеческой сферы. Мои взгляды близки к Спинозе:
восхищение красотой и вера в логический порядок вещей,
которые мы можем понять смиренно и только частично.
Ещё:
Я не верю в персонифицированного Бога и никогда не
отрицал этого, но выразил это отчётливо. Если во мне есть
что-то, что можно назвать религиозным, то это, несомненно,
беспредельное восхищение строением Вселенной в той мере,
в какой наука раскрывает его.
И ещё:
Научные исследования могут уменьшить суеверие,
поощряя людей думать и смотреть на вещи с точки зрения
причины и следствия. Несомненно, это убеждение в
рациональности и упорядоченности мира, которое сродни
религиозному чувству, лежит в основе всех научных работ
более высокого порядка. Это убеждение связано с глубокой
верой в Высший разум, который показывает себя в мире
опыта, представляет мою концепцию Бога.
В обиходе это может быть описано как «пантеизм».
Пантеизму не нужен клир.
Этот валун - как алтарь.
Эти колокольчики - как звонница.
Иолоя любит уходить в природу.
Общение с нею - своего рода литургия.
Кому-то не нравится?
Но кишка тонка, чтобы запретить исповедовать пантеизм
- бесцерковную форму общения с Творцом.
Читать дальше / Беспредельность /