|
|||||||||||
МАЯК
Ю.В. Линник - учёный, философ, поэт об Иолое
Женщины-поморки всегда жили в экстремальных условиях.
необходимостью - кормильцам приходилось надолго оставлять хозяйство, препоручая вести его своим ладам.
Трудно это делать на высоких широтах.
Попробуйте поковыряться с мотыгой в морене!
Или найти среди топких мшар и валунных полей достойный сенокос.
Поморки на промысле
Рискованное это занятие.
Порой небольшие артели сплошь состояли из женщин.
Разве что старики и подростки иногда привлекались на подмогу.
Обстоятельства - и природные, и социальные - требовали предельного напряжения сил. Волей-неволей, но женщины выходили на передний план - тянули мужскую лямку.
Русском Севере.
Речь идёт о весьма общей, но существенной для нас аналогии - здесь надо искать ключ к Иолое.
Тяжёлая работа не умаляла красоты.
Вот материал: лён, кумач, ситец, тесьма, набойка, льняная пестрядь, браное ткачество.
Вот основная продукция: юбка, рубаха-станушка, сарафан на узких лямках. орнамента. находила лепота.
Однако и польза - пусть нетривиально понимаемая - не терялась из виду: перед нами круговая магическая защита - надёжный оберег. Эта символическая оборона отталкивает от женщины всё опасное, нечистое.
Мезенский костюм.
опояска - является апотропеем: охраняет от недобрых поползновений
Мы перечислили далеко не все элементы, из которых складывался космос северного костюма.
Одежда несла сложнейшие семиотические функции - являла своеобычную картину мира: любуясь покроем и декором, человек не только наслаждался прекрасным - его бессознательное считывало существенную информацию.
Костюм говорил на языке архетипов.
Зачем переводчики?
Тут вместе - изыск и простота: эстетическое измерение.
И одновременно - отсылка к вековечным смыслам: бытовое переходит в философское.
Сила - и обаяние; выносливость - и красота: где ещё столь выразительно сочетаются эти черты, обычно проявляющиеся раздельно? Русский Север благоприятствовал раскрытию женского потенциала.
Не было крепостного права.
Не было доминирования мужского начала.
Вечевой дух Новгорода - вольнолюбивого, демократического - ощущался и в решении так называемой гендерной проблемы. свой извод матриархата. С ним связано цветение народной культуры. Её апофеоз!
Две славных женщины лучше всего подошли бы для иллюстрации моих положений.
Две Татьяны.
Дочь Ивана - и дочь Василия: одна Куковерова - другая Дивнич.
Белое море - и его маяки: тут бездна поэзии.
Терско-Орловский маяк был заложен в 1821 г. к северо -востоку от устья реки Поной.
Моряки единодушно считали это место самым неблагоприятным для плаванья.
Недалече был подвешен 35-пудовый колокол - он подавал так называемые туманные сигналы. В 1882 г. его язык соединили с фонарём - вахтенный мог звонить прямо с башни.
Куковерова.
Его заменила супруга. Татьяна Ивановна Куковерова стала легендой Русского Севера.
Выучилась на сестру милосердия.
край земли.
полуострова?
Подняла семь детей. круга семьи.
Бескорыстно врачевала местный люд - организовывала рыболовецкие артели - выбивала кредиты для развития своих гуманитарных инициатив.
Александр III полушутя назвал её лопарской королевой. белых оленях.
Делала святое дело: спасала людей, оказавшихся на грани гибели.
А к терпящим бедствие кораблям отправлялась многократно английский пароход «Томас Джоль».
Татьяна Ивановна пришла на выручку. Двадцать пять моряков ступили на берег. Самолично их выходила.
За спасёнными приехал английский консул. Достал кошелёк.
В ответ услышал: «Жизнь людская дороже всякого золота, я и мои лопари спасали их от души, добра желая, не денежной выгоды».
Иолоя - тоже маяк: загасить никому не удастся.
Двух замечательных женщин объединяет качество, которое я бы назвал так: героический альтруизм.
Не будет больше - Он был погашен Да первенствуют _____________________________________________ Для заставок использована графика Эрте (Романа Тыртова).
Поделиться страницей
|
Москва, пр-т Ленинградский, д. 5, строение 7, оф. 401, тел. +7 960-000-84-86
Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 99, тел. +7 960-000-84-86
Республика КОМИ, г. Ухта, тел. 8-912-947-55-45, 77-55-45
Email: contact@ioloya.info
|
||||||||||
© Благотворительный фонд нравственной реабилитации человека «ИОЛОЯ», 2008-2024 |