|
|||||||||||
Начало → Ю.В. Линник - учёный, философ, поэт об Иолое → И НЕ ПЫТАЙТЕСЬ МОНОПОЛИЗИРОВАТЬ БОГА! И НЕ ПЫТАЙТЕСЬ МОНОПОЛИЗИРОВАТЬ БОГА!
Ю.В. Линник - учёный, философ, поэт об Иолое
Архиепископ Илларион Троицкий (1886-1929) известен как один из авторов знаменитого обращения соловецких епископов (1926 г.).
Я был первым публикатором этого текста в постсоветской России. Посвятил Иллариону венок сонетов, несколько статей.
Несгибаемый человек!
Ярчайший пример бескомпромиссности!
всю свою жизнь: веры нет без Церкви - только воцерковление может привести человека к Богу.
С грустью он глядит на учащающиеся попытки придти ко Христу без вожатаев, облачённых в рясы:
Состояние печальное! Вот это-то печальное положение нашей современности и должно побуждать всякого, кому дорога вера и вечная жизнь, проверить основное заблуждение современного нам предрассудка, отделяющего христианство от Церкви.
При руководстве Слова Божия и святоотеческих писаний следует во всей глубине продумать этот важный вопрос: возможно ли христианство без Церкви?
Архиепископ нас убеждает: невозможно!
Такая точка зрения вполне правомерна.
Однако она не исключает контроверзы.
Образуется антиномия.
В тезисе: вера полноценна лишь внутри церковных стен - когда мы вместе, рядом.
В антитезисе: веру можно исповедовать где угодно - хоть на астероиде; хоть в полном вакууме.
Острое противоречие!
Оно задевает самые сокровенные струны нашей экзистенции.
Но и одиночество отшельника прекрасно.
Иолоя превратила это противоречие в тонкую гармонию.
Или - используя терминологию Нильса Бора - в дополнительность.
постигается и достигается совместно - синергия даёт ощутимые результаты.
Но тут полезно вспомнить слова Вадима Шефнера:
Не ревнуй меня к одиночеству,
Это тоже перспективно: углубляться в премирное без свидетелей - оставаться с высшим один на один.
Для этого необходима культура.
Наша цивилизация выбилась из него, шарахаясь от крайности к крайности: то тупая стадность - то агрессивный индивидуализм.
Иолоя нашла равновесие. Но оно неустойчивое!
Но мировая цивилизация достигла в нём своего апогея.
Конечно, не все поднялись на эту высоту - есть отстающие.
Думается, что и наша страна находится в числе их - как сие ни досадно.
Диапауза исчерпана - пора пускаться в рост.
И восходить по вертикали.
И брать всё круче!
Иолоя на Русском Севере - как подъёмная сила.
Как духоподъёмная тяга!
Настанет час - и общественное сознание сдвинется в сторону лидеров типа Иолои.
Это неизбежно.
От антиномии «церковное-внецерковное» мы непроизвольно перешли к антиномии «общественное-личностное».
Обе пары противоположностей изоморфны друг другу.
В их взаимном отсвечивании открывается глубинное.
Иолоя никак не секта.
И даже не маленькая автономная церковь.
Смотреть на неё с позиций казённого религиоведения нелепо.
Она - с Богом.
Она - в Боге.
На связь с высшим люди Иолои выходят сами по себе - не спрашивают разрешения - не нанимают проводников.
Мы знаем его в трёх Ипостасях: совершенен кристалл Святой Троицы. Но представители иных конфессий уверены, что Бог открылся им другими гранями - и кто скажет сколько их?
Иолоя любит множественное, неисчерпаемое, бесконечное.
Заметим, что в соборном пространстве Иолои и атеизму отведено большое место: культура без критического скепсиса скатывается к фанатизму - сомнение призвано расшатывать изжившие себя догмы.
Мыслить мир как нечто самоформирующееся и самоподдерживающееся - вынести за черту демаркации все Первопричины, Перводвигатели, Первотолчки - дать бытию возможность положиться на самого себя, не привлекая что-то стороннее: было бы нелепо оспаривать право на такой материалистический - безрелигиозный - подход.
Сегодня его развивает синергетика.
Она конкурирует с религией.
Означившаяся на наших глазах оппозиция - наверняка самое важное знамение времени.
Синергетика показала, что бытию свойственна тенденция к самоорганизации - создавая формы и структуры, совершенствуя их, поднимая всё выше по эволюционной лестнице, материя успешно сдерживает напор энтропии.
Как эта загадочная тенденция похожа на Бога!
Золотой мечтой Алексея Лосева был синтез теизма и атеизма.
Не успел его осуществить!
Задача кажется непосильной.
Быть может, для её успешного решения не хватало синергетики?
Уважаю верующих людей.
Уважаю атеистов.
Такую толерантность нахожу и у Иолои.
Современная генетика имеет всё больше аргументов, подводящих нас к ошеломительному выводу: мировоззренческий выбор человека - его предпочтение материализма или идеализма - могут предопределяться наследственностью.
Мы думали: это социальное; но похоже на то, что - биологическое. Как тут будешь перевоспитывать - переделывать - людей?
Из верующего не выбьешь веру - афея не заставишь молиться.
Природа сильнее социума.
Пусть это спорная эвристика - но Иолоя не упускает её из виду, выстраивая свою педагогическую систему.
Природа потворствует разнообразию - социум порой сглаживает его.
Иолоя на стороне природы.
В кого-то она заложила гены, побуждающие к трансцендированию - кому-то изначально сообщила склонность к трезвому и прагматическому взгляду на мир.
Иолое близок мажорный плюрализм Готфрида Лейбница.
Шоры не для неё.
Вернёмся к началу наших рассуждений. во имя Моё ,там Я посреди них» (Мф. 18:19).
до крайности: Верно, люди по отдельности имеют долг личной молитвы, но его они исполнять смогут только тогда, когда соединятся с этим совершенным телом и станут украшением его. Вот какая разница есть между славной полнотой собрания и тщетностью отделения, идущей от незнания и небрежения: в спасении и славе красота всего тела выступает в единстве всех членов; а вот отделение внутренностей ведет к мерзкому, смертоносному, несущему ужас разложению.
Робинзон Крузо - или лейтенант Глан: богообщение для этих людей, выпавших из социума - в силу их одинокости - невозможно.?
Сомнительно!
К Богу ведёт энное число дорог: и широкие трассы, и узкие тропы. Кому выгодно ограничивать спектр?
Регламентировать поиск?
Бог - и Церковь: в идее это одно - нечто нерасторжимое.
Но на практике мы всё чаще видим, как центр тяжести смещается в сторону Церкви - и вдруг мы смущённо начинаем ощущать: Бога в ней нет - он покинул своё исконное обиталище.
Произошло катастрофическое замещение.
а служители - блюстители - радетели культа.
поведения.
Иолоя испытывает идиосинкразию по отношению к симонии, понятой широко - как мздоимство.
Нас убеждают: вне Церкви нет Бога.
Иолоя даёт нам убедительный контрпример.
Читать дальше / Неродственное состояние мира /
Поделиться страницей
|
Москва, пр-т Ленинградский, д. 5, строение 7, оф. 401, тел. +7 960-000-84-86
Архангельск, пр. Советских Космонавтов, д. 99, тел. +7 960-000-84-86
Республика КОМИ, г. Ухта, тел. 8-912-947-55-45, 77-55-45
Email: contact@ioloya.info
|
||||||||||
© Благотворительный фонд нравственной реабилитации человека «ИОЛОЯ», 2008-2024 |